Любое публичное выступление держится на четырех китах:
1. Подготовка речевого аппарата
4. Выступление
Подготовка речевого аппарата
Постановка голоса
1. Резонаторная разминка
а) Головной резонатор: произносим звуки "з - м", легко постукивая кончиками пальцев по лбу
б) Носовой резонатор: произносим звуки "г - м", легко постукивая кончиками пальцев по области носовых пазух
в) Грудной резонатор:
- сначала в положении сомкнутых губ произносим звук "о", стараясь как можно ниже опустить нижнюю челюсть
- произносим звуки "ж - м", легко постукивая себя кулачками по груди
г) Брюшной резонатор: произносим звук "а", стараясь как можно ниже опустить нижнюю челюсть, извлекая звук из "брюшины"
Такую разминку советуют выполнять не менее двух раз в неделю.
Непосредственно перед выступлением рекомендуют прочитать чистоговорку, делая резонаторные акценты:
Коль наверху, так наверху,
А коль внизу, так уж внизу,
А коль на полпути наверх,
То ни внизу, ни на верху
2. Артикуляция
а) Произнесем звукоряд гласных, при этом не забываем работать нижней челюстью: И-Э-А-О-У-Ы
б) Еще одно полезное упражнение на артикуляцию. Для его выполнения нужно запастись пробкой от бутылки (или сушкой). Зажимаем пробку (или сушку) между губами и в таком состоянии читаем текст предстоящего выступления.
3. Дикция
Перед выступлением выполняем упражнения на дикцию. Важно помнить: это чистоговорки, главное проговаривать их "чисто", а не быстро.
КПТИ-ГБДИ | ФПТКИ-ВБДГИ | ЛРИ-РЛИ |
КПТЭ-ГБДЭ | ФПТКЭ-ВБДГЭ | ЛРЭ-РЛЭ |
КПТА-ГБДА | ФПТКА-ВБДГА | ЛРА-РЛА |
КПТО-ГБДО | ФПТКО-ВБДГО | ЛРО-РЛО |
КПТУ-ГБДУ | ФПТКУ-ВБДГУ | ЛРУ-РЛУ |
КПТЫ-ГБДЫ | ФПТКЫ-ВБДГЫ | ЛРЫ-РЛЫ |
РЛИ-ЛРИ | ВЗЛУМУРТУ-ЦУРУЦУЦ | ВДВУ-ФТУ-ДВУ |
РЛЭ-ЛРЭ | ВЗЛОМОРТО-ЦУРУЦУЦ | ВДВО-ФТО-ДВО |
РЛА-ЛРА | ВЗЛАМАРТА-ЦУРУЦУЦ | ВДВА-ФТА-ДВА |
РЛО-ЛРО | ВЗЛЭМЭРТЭ-ЦУРУЦУЦ | ВДВЭ-ФТЭ-ДВЭ |
РЛУ-ЛРУ | ВЗЛЫМЫРТЫ-ЦУРУЦУЦ | ВДВЫ-ФТЫ-ДВЫ |
РЛЫ-ЛРЫ | ВЗЛИМИРТИ-ЦУРУЦУЦ | ВДВИ-ФТИ-ДВИ |
Либретто - "Риголетто" (3 раза)
Король - орёл, орёл - король (3 раза)
Ткёт ткач ткани на платки Тане (3 раза)
Гравёр Гаврила выгравировал гравюру (3 раза)
Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.
После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе.
На дворе - трава, на траве - дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не вместит двор дров: надо дрова выдворить на дровяной двор.
Карл у Клары украл кораллы, Крала у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов. Карл клал лук на ларь, Клара крала лук с ларя.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
4. Постановка дыхания
Дыхание бывает: грудное (при дыхании поднимаются плечи), ключичное (движутся в основном ключицы и плечи), диафрагмальное (при вдохе мышцы живота расслабляются, а сам живот становится круглым и большим).
Диафграгмальное дыхание - самое правильное, его нужно тренировать . Возьмем за правило, идя в школу и из школы дышать диафрагмально. Самый главный плюс такого дыхания: человек в процессе дыхания с помощью диафрагмы получает больше кислорода в кровь, и как следствие воздуха хватает на самые длинные и волнительные выступления.
Подготовка к выступлению
Глобальный алгоритм подготовки выступления:
1. Необходимо написать портрет аудитории:
Для это отвечаем на вопросы:
- кто пришел?
- что их ко мне привело?
- "болевые точки" аудитории, т.е. какие проблемы восприятия темы моего выступления могут возникнуть у аудитории
- представление аудитории о счастье, как устранить "болевые точки"
Определяем цель выступления:
Какие средства помогут нам достичь цели:
- говорение на языке слушателей. Яркий пример: как разговаривает прораб с заказчиком, а с рабочими?! Здесь тоже самое.
- лекция - диалог.
- имидж оратора: внешний вид, невербальные способы воздействия на аудиторию (мимика, жесты, поза и прочее), "фишки" (вспомним речи В.В. Путина, за каждым выступлением президента, даже написанными другими людьми, видна личность Владимира Владимировича - это и есть те самые "фишки")
2. Правило умеренной краткости.
Соблюдаем регламент (не более 5 минут). Именно столько времени среднестатистический человек способен удерживать внимание непроизвольно.
3. Во время репетиции представляем свое выступление в картинках.
4. Работа с текстом: расставляем паузы и смысловые ударения.
Еще один полезный совет: запишите свое выступление на камеру. А потом просмотрите запись в несколько этапов.
1 этап: смотрим запись в одиночестве, со здорОвой долей критичности оцениваем себя.
2 этап: смотрим свою запись, как начальник (не забываем про адекватность)
3 этап: смотрим запись выключив звук, оцениваем невербальные средства своего выступления
4 этап: слушаем запись без видеоряда, пытаемся ответить на вопрос: верю ли я себе
5 этап: смотрим запись с тем, чьему мнению доверяем.
5. Много (очень много) репетируем
Полезные продукты питания для оратора
Перед выступлением полезно кушать:
- белковосодержащие продукты ( яйца, мясо, молоко и т.д.)
- кашу на молоке с маслом
- чай с молоком без сахара
Не навредят оратору:
- хлеб,
- овощи,
- ягоды
Не надо кушать как минимум за 2 - 3 дня до публичного выступления:
- шоколад (он обволакивает связки)
- мороженое (после него голос восстанавливается 3 - 4 дня)
- газированная вода
- цитрусовые (они раздражают связки, а также являются сильным аллергеном)
- кофе (он сушит связки)
- мёд (про него говорят: "убийца связок", он сильно раздражает связки, и тоже является аллергеном)
- копченое, жаренное, соленое
- шампанское, пиво, вино
Как лечиться
Чем лечиться, чтобы не навредить голосу, если вдруг перед выступлением угораздило заболеть:
- полоскать горло раствором воды с содой и солью, но не более двух суток
- продолжить полоскание настоями трав и средством мирамистин
- много пить
Управление волнением
Волноваться - это естественно. Ученые говорят, что страх перед выступлением равносилен страху перед прыжком с парашютом, а некоторые вообще ставят страх перед выступлением на второе место после страха смерти.
Чего мы боимся перед публичным выступлением? Мы боимся не понравиться!
На что хочется сказать словами И. Бунина: "Я не медный пятак, чтобы всем нравиться!"
Мы не должны нравиться, у нас другая цель (смотрим выше)
Сделаем страх своим помощником:
- не преувеличиваем негативные последствия своего возможно неудачного публичного выступления
- перед выступлением даем своему организму небольшую физическую нагрузку, подвигаем нижней челюстью, опустим плечи, расправим спину
- позволим себе быть несовершенством
- относимся к аудитории позитивно. Когда совсем страшно выступать, представим слушателей зайчиками и будем выступать перед аудиторией белых и пушистых зайчиков
- представляем ситуацию успеха, ищем в аудитории позитивно настроенного слушателя и поддерживаем с ним зрительный контакт
- помним о собственном внешнем вид. Одежда должна быть удобной. Девочкам, девушкам, женщинам рекомендуют обувь на каблуке
- накануне выступления даем себе день отдыха
Выступление
Выходим выступать красивой картинкой с настроем "как же долго я ждал(а) встречи с Вами".
1. Помним о тоне своего выступления: сообщение и метасообщение должны совпадать. Будьте искренни! Простой пример: вспомните: после выступления докладчику обычно задают вопросы, и как часто начинающие ораторы говорят "Спасибо за Ваш вопрос" с выражением великой скорби на лице: "О, зачем Вы это сделали?!"
2. Никогда не оправдываемся! Есть факт, а есть имидж факта. Если мы начинаем оправдываться, даже если выступление проходит замечательно, аудитория подсознательно начинает искать недочеты, ошибки, ляпы. Все зависит от того, как мы преподнесем ситуацию.
3. Выходим на середину того пространства, которое отведено выступающему (на середину сцены, на середину конторки, на середину трибуны). Находимся в положении добродушного хозяина.
Ноги: либо на ширине плеч, если девочка, девушка, женщина в юбке, то чуть уже, но не вместе4. Помним о положении собственного тела
- либо в третьей позиции
- либо - ладонь в ладони, при этом руки в локтях согнуты по углом 90 градусов.Руки: либо - шпиль, на уровне солнечного сплетения, ни в коем случае не ниже
Из этих положений удобно жестикулировать "от себя", что создает впечатление о вас, как об открытом к диалогу человеке.
5. Обязательное делаем паузу в начале выступления. Эта пуза необходима, чтобы установить зрительный контакт (смотрим выше). Голова в положении допустимой надменности
6. Контролируем собственную мимику, слишком активная мимика отвлекает слушателей, а иногда становится комичной.
7. Улыбаемся!!! (смотрим выше)
8. Не суетимся! Все невротические движения оставляем за сценой. Действия рук должны быть зеркальны.
9. Избегаем монотонности. Звукоизвлечение должно быть волнообразным. Вот пример из физиологии: положим руку на руку, сначала рука ощущает вторую руку, через некоторое время рука перестает ощущать давление на себе. Так и с монотонной речью, через некоторое время она перестает восприниматься.
10. Соблюдаем паузы. Не надо бояться пауз. Если вдруг что-то забылось, выдержите молчание. Никто не знает, что вы должны были сказать дальше.
« Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, — смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация. »